Медь в современной архитектуре

Применение меди в строительстве началось ещё во времена античности. Первоначально её пытались использовать как конструкционный материал, но быстро поняли, что ввиду своих специфических свойств она намного больше подходит для иных целей. Благодаря красоте и долговечности медь быстро нашла свою нишу в ряду кровельных декоративных материалов.

Медь в современной архитектуре
Применение меди в строительстве началось ещё во времена античности. Первоначально её пытались использовать как конструкционный материал, но быстро поняли, что ввиду своих специфических свойств она намного больше подходит для иных целей. Благодаря красоте и долговечности медь быстро нашла свою нишу в ряду кровельных декоративных материалов.    
 
1) История меди в строительстве.
Медь пластична, обладает прекрасными  литейными свойствами, легко спаивается и поддаётся деформации, за счёт чего из неё можно создавать сложные и необычные архитектурные формы. Кроме того, она способна формировать сплавы, которые, подобно чистому металлу, имеют привлекательный цвет и хорошо полируются. Всё это объясняет, почему медь стала широко использоваться для облицовки фасадов и кровель. Без медных крыш соборов и общественных зданий не обходится панорама практически ни одного из европейских городов. Среди крупных туристических центров Старого Света больше прочих медью отливают, пожалуй, Стокгольм и Будапешт. Есть мнение, что небольшими листами меди была покрыта крыша всемирно известного древне-греческого храма Парфенон (448-432 вв. До н.э.), расположенного на территории Акрополя в Афинах.
 
2) Применение меди в архитектуре современной Европы
  Лидером по количеству современных «медных» объектов, заслуживающих внимания любителей архитектуры, следует признать Великобританию. К примеру, бывший коптильный завод Southwark Bacon в Лондоне послужил основой для жилого блока с выступающими в шахматном порядке квартирами и обзавёлся медным фасадом, который отлично вписался в общий индустриальный концепт проекта. Совершенно иное впечатление производит изящная беседка Фрейи, установленная на берегах пруда в Kielder Water & Forest Park. Её создатели придумали целую легенду, которую отразили в двух архитектурных объектах, названных по именам главных персонажей — Фрейя и Робин.

  Панели из золотистого медного сплава, которыми облицована беседка Фрейи, имитируют слёзы девушки, а вход обвит фанерными цветами. Построенный в 2011 году в Кентербери театр Марлоу сразу вошёл в список Все- мирного наследия ЮНЕСКО. Вносимый им в городской пейзаж архитектурный акцент разнится в зависимости от того, с какой точки смотреть на театр. Общий объём здания визуально делится на несколько блоков, имеющих свою форму, текстуру и цвет.Медная облицовка была использована в той части здания, где расположена студия. Она находится в 4-х метрах над землёй, на уровне крыш соседних зданий, цвет которых имитирует медь. Ничуть ни меньше любят медь и немцы. К примеру, именно этот материал был выбран для реализации новой концепции рождественского рынка Любека, признанного столицей Рождества. «Золотые» ларьки, разбросанные по городу в праздничный сезон, облицованы панелями из медного сплава. На поверхности каждой панели отчеканен рисунок из пузырей, образующих живую текстуру. Тёплый цвет и отражения света создают неповторимое праздничное настроение. Эффект золота, полученный благодаря применению меди, был использован и при строительстве театрального училища им. Людвика Сольски в польском Вроцлаве. Со стороны конструкция немного напоминает бастион, собранный из золотых кирпичей. Прекрасно подобранные изогнутые эле-менты фасада подчёркивают элегантность здания и являются демонстрацией высокого уровня мастерства и качества изготовления отделки.

 Многие архитекторы изначально делают ставку на цвет патинированной меди, то есть на зелёный. Одним из ярких примеров является Музей естественных наук NeMo в Амстердаме, построенный по проекту Ренцо Пьяно, архитектора, сыгравшего ведущую роль в появлении стиля хай-тек. На открытии этого архитектурного объекта присутствовала сама королева. В словацкой столице Братиславе есть улица под названием Медная (Medená). Когда- то она называлась по-немецки Kupfergasse и служила местом обитания городской гильдии «медных молотков». История подтолкнула архитекторов отеля Avance, расположенного как раз посередине Медной улицы, использовать медь в качестве облицовочного материала для эркера здания. Перенесёмся в Новый Свет. Здесь нельзя обойти вниманием построенный в 2005 году Мемориальный музей М.Х. де Янга в Сан-Франциско (США). Тысячи медных листов и пластин различного размера и формы, каждая индивидуально перфорированная и с объёмным накатом, придают фасаду здания поистине ошеломляющий вид. Любопытное применение элементам из меди нашлось в Сан-Паульском аэропорту Конгоньяс (Бразилия). При расширении территории в 2011 году все поверхности касания, то есть поручни, перила и прилавки, были покрыты медью.


Театральное училище им. Людвика Сольски Отель Avance в Братиславе. во Вроцлаве.    Медный фасад театра Марлоу.    Аэропорт Сан-Пауло Бразилия
 Этот металл, не в пример другим, обладает противомикробными свойствами. Медь  быстро убивает бактерии, вирусы и грибки, попадающие на её поверхность, причём свойство это сохраняется и во многих сплавах. Таким образом, власти аэропорта убили двух зайцев: сделали оригинальную яркую отделку помещений аэропорта и позаботились об их гигиене. Современная Россия не так богата на медную архитектуру, как западные страны, хотя и не отстаёт от них в общеисторическом контексте. Так, в дореволюционной России было немало частных и общественных построек с медной кровлей. К числу наиболее известных сооружений относятся крыши Новодевичьего монастыря в Москве, Казанского, Исаакиевского соборов, Петропавловской крепости и других исторических зданий Нашего Санкт-Петербурга. Однако с приходом советской власти использование столь ценного металла, как медь, в строительстве запретили. Запрет был снят всего два с небольшим десятилетия назад, и с тех пор медь постепенно возвращается в российскую архитектуру...
 
 3) Медь новое имя AGNETA
Если Вы дочитали до этого места то Вы поняли что "ода" спетая во славу меди - завершена. У меди есть один существенный недостаток — это её дороговизна. Далеко не каждому будет по карману последовать примеру российского дворянства, не редко выбиравшему этот материал для кровли своих усадеб. Правда, летом 2012 года вниманию российских любителей классических традиций была представлена достойная альтернатива: сталь с покрытием AGNETA, имитирующим натуральную медь.
[agneta]

 Интересно, что этот материал, разработанный специалистами английской компании Tata Steel, представлен на кровельном рынке как в виде металлочерепицы, так и в виде фальцевых картин, что позволяет придать кровле абсолютно аутентичный вид. В принципе, как отмечает производитель, AGNETA может использоваться для изготовления любых вариантов облицовки. Таким образом, владельцы частных домов и общественных зданий получают возможность сделать у своих коттеджей не только кровли под медь, но и фасады, применяя богатый европейский опыт, о котором шла речь выше.По стоимости AGNETA втрое дешевле натуральной меди, а срок её службы превосходит полвека. Ещё одно принципиально важное свойство нового материала заключается в том, что он не темнеет и не зеленеет, как это происходит с медью по прошествии всего нескольких лет эксплуатации. Поэтому облицованные AGNETA фасады и кровли сохранят свой сиятельный вид и первоначальный оттенок на протяжении всего срока эксплуатации. С медными же поверхностями всегда есть проблема: куприт и патина, несмотря на свои прекрасные защитные свойства, меняют их облик до неузнаваемости, причём процесс этот начинается с момента изготовления облицовки. Вначале, из-за образования закиси меди розового цвета, поверхность металла ярко-красная и блестящая. Затем под воздействием кислорода возникает плёнка из окиси меди чёрного цвета —медь тускнеет, становясь матовой. По мере того, как толщина плёнки из чёрной окиси увеличивается, цвет всё больше мутнеет, становясь бронзово-коричневым, а потом антрацитово-чёрным. Затем на поверхности оксида меди образуются меднозакисные соли, придающие ей сине-зелёный или зелёный оттенок, пока со временем она не станет полностью зелёной. И такая радикальная смена цвета далеко не всегда вписывается в первоначально задуманный внешний облик сооружения. Либо здание нужно сразу проектировать с учётом этого «эффекта хамелеона».